
Я занимался делом, порицаемым среди табунщиков розовых пони и друзей телепузиков – я свежевал тушу только что добытого самца косули. Тогда-то всё и произошло.
Дело было на заливном лугу у речки Вилии, что протекает в Минской области. Требуху, вынутую из чрева – простите за подробности — я решил отнести метров на 30 от туши чтобы зарыть там в небольшую загодя выкопанную яму. После того как дело было сделано и дёрн был уложен на место, я пошел назад по пробитой в луговой траве тропке — трава была высотой по колено – и чуть было на что-то не наступил. Задел щиколоткой что-то податливое и мягкое. Нагнулся рассмотреть и обнаружил маленького пятнистого косулёнка, которому было всего день-два от роду.
Он лежал в траве такой яркий, что казалось, как можно было ходить мимо и не замечать его. Не замечать до тех пор, пока практически чуть не наступил на малыша. Ну и что с таким делать? Да ничего не нужно с ним делать. Впрочем, я снял видеоролик, который могут глянуть те, кому лень читать, я постараюсь прикрепить его к этому тексту или дам не него ссылку.
Если вы, как и я, случайно нашли такого малыша, то лучше просто недолго полюбоваться на него и тихо уйти своей дорогой. Его мать рядом, она его не бросила, просто у косуль так принято — в целях обеспечения безопасности малыша в первые дни после рождения мать приходит к нему только для кормления.
Но есть исключения! Если вы точно знаете, что луг, на котором вы обнаружили детёныша, будет через день-два скошен, то имеет смысл отнести детёныша с поля на другое, ближайшее безопасное место. Переносят малышей, беря их в руки при помощи двух больших пуков луговой травы и не прижимая к груди. Иногда косулят вообще не трогаю, а помечают травй вокруг «гнезда» яркой краской и тогда тракторист просто окашивает их по периметру. Эти рекомендации я вычитал на сайте немецких охотников. Дело в том, что в Германии косят гораздо интенсивнее, чем у нас, при огромной плотности косуль. Поэтому проблема гибели новорождённых косулят под сельхозтехникой там стоит очень остро. В этой стране существует даже несколько мобильных групп из охотников, которые при помощи дронов, вооруженных тепловизионными камерами, и собак таксируют предназначенные к июньскому покосу луга в поисках новорождённых косулят. Немцы обсуждают эту тему давно и довольно остро, поднимая тему на самом высоком уровне. Для этого они привлекают депутатов от своих земель. Немецкие депутаты реально работают, а не только получают зарплату, надувают щёки и голосуют единогласно.


К сожалению, наш обыватель в подавляющем своём большинстве насколько добр, настолько же и биологически безграмотен и при встрече с таким детёнышем чаще всего тащит его к себе домой. А журналисты районных газет потом умильно пишут слезливые заметки о том, как сельчане спасли косулёнка, маму которого (это непременно!) убили охотники. Если забить в поисковик что-то вроде «спасли маленькую косулю» в этом легко убедиться. Впрочем, по этой ссылке немало действительно спасённых раненых после покосов травы косулят.
Что же ждёт «спасённых» косуль? Чаще всего они погибают в первые дни от расстройства ЖКТ, вызванного кормлением коровьим молоком, печеньем и прочей отравой. Реже маленькие косули выживают и даже взрослеют в неволе. Тогда в лучшем случае их ждёт загон какой-нибудь агроусадьбы или зверинца. Но бывает и иначе — если это самец, то он превращается в весьма агрессивного зверя, причём совершенно не боящегося людей. Пишу об этом как знаток темы, потому что провёл детство в гарнизонах Советской Армии на территории Германии. Наши военнослужащие постоянно привозили в воинские части «спасённых» на полигоне косулят. То есть особей от трёх до пяти каждое лето! В основном косулята погибали через пару дней или неделю, ну а те, что выживали… в общем, я уже написал. Пара рогатых «террористов» постоянно ходила в окрестностях части выклянчивая еду, а если что – нападая на людей, к счастью под рога ни разу не попадал ребёнок. Впрочем, агрессоры быстро гибли от выстрела охотника или под колёсами автомобилей.
Когда я готовил этот текст к публикации, то поднял проблему косулят в разговоре с председателем РГОО «БООР» Юрием Шумским, он также знаком с ситуацией про «спасённых и спасателей» и рассказал, что лично знаком с таким же «спасённым» лосёнком.

С лосями история почти та же самая. Отёл их растянут во времени, лосихи приносит от 1 до 2 детёнышей с апреля по июнь, так что сейчас именно то время, когда можно встретить лосёнка. Но почему же лосёнка находят всегда одного? По разным причинам. Во-первых, первые два-три дня лосёнок просто лежит на месте отёла, и хотя мать не оставляет его надолго, но может отойти, испуганная человеком. Кроме того, если лосят двое и возраст их в пределах недели, то нередко в случае испуга лосиха уводит только одного лосёнка, второй затаивается в траве или подлеске. Почему так происходит, мне выяснить не удалось, но это факт. Именно такие лосята чаще всего становятся жертвами безграмотных «спасателей». И о них тоже потом пишут розовые истории глуповатые журналисты.

А зайчата? Впрочем, о том, что маленькие зайчата по одному-два сидят без матери и ждут, когда та прибежит их кормить, знают на удивление многие. В основном знают и о том, что трогать их не нужно. Удивительно, что эти знания «в народ» запустили детские писатели, а также школьные уроки природоведенья, где о том, что найденных зайчат не нужно трогать нам рассказывали. Дети, которые проходили уроки того ещё советского природоведенья обзавелись уже не только своими детьми, но и внуками. Они делятся этим полезным знанием с современной малышнёй. Оттого про зайцев все в курсе, а вот про маленьких косуль и лосей там ничего не было… Однако и про зайчат есть одно опасное заблуждение: зайчат вовсе не кормит «любая зайчиха которая их встретит», как пишут в популярных детских, да и взрослых тоже статьях и книжках. Зайчат кормит только их родная мать. Поэтому не нужно переносить встреченных зайчат в «безопасное» с вашей точки зрения место, этим вы наверняка их погубите, потому что мать их не найдёт.

Ну и последнее. О птицах. Сейчас как раз сезон. В подавляющем большинстве случаев те «птенчики, выпавшие из гнезда», вовсе не выпали оттуда, а вылезли сами или были вытолканы собственными родителями. Птенчики эти называются слётками и сидят на земле или заборе они оттого, что вступают во взрослую жизнь и учатся летать, поэтому не нужно им мешать, лучше направить приступ своей доброты и нежности куда-нибудь в менее разрушительное русло.
Исключением, которое может побудить вас вмешаться в ситуацию, должна стать только реальная опасность, которой подвергается слёток. Ну, например, однажды мой дратхаар был вынужден вытаскивать начинающего «летуна» дроздёнка из канала. Также следует переместить птенца, если он приземлился на дороге или за ним наблюдает кот. Нести его домой и выкармливать булкой с молоком совсем не нужно.
Впрочем, самый лучший, самый запоминающийся урок добрякам, подбирающим птенцов, могут преподать птицы семейства врановых. Чаще всего это сороки или вороны — оно отчаянно защищают своих слётков, собираясь в очень агрессивные и шумные стаи. Причём они не только умело действуют клювами и крыльями, спасая своих птенцов от любых врагов, включая «добрых людей», но и метко сбрасывают «бомбы» из жидкого помёта. Откуда автор это знает, спросите вы меня? Да было дело в детстве, «спасал» воронёнка, до сих пор помню.