
Сегодня мы рвем гендерные стереотипы, потому что собеседник мой — Мария Вашкевич – автомобилист-спортсмен, педагог, инструктор школы контраварийного вождения, будет учить ездить на машине дядек со щетиной даже на ягодицах – бывалых охотников и рыболов. Мужиков брутальнейших по самое немогу.
В разгар осенней охоты и рыбалки, каждый из нас сталкивался с дорожными нюансами осенней распутицы. И, к сожалению, каждый обязательно попадал в такую ситуацию, из которой победителем, увы, выходила стихия. Все мы — уверенные в себе мужчины, которые «родились за рулем», поэтому слушать от кого бы то ни было советы, касающиеся вождения мы, разумеется, не будем. А я и не предлагаем их слушать. Я предложу вам их прочесть, причем очень внимательно.
Маша, ты готова поделиться с нашими читателями секретами вождения автомобиля в осеннюю непогоду?
Конечно, готова, но таких ситуаций очень много и каждая уникальна, поэтому давай так: ты спрашивай, а я отвечу. И еще момент, чтобы не распыляться: говорить сегодня будем не о внедорожниках, а об обычных малолитражках на которых сплошь и рядом гоняют и по полю и по лесу.

Отлично. Вот конкретная ситуация, произошедшая лично со мной сравнительно недавно. Дано: полевая дорога после дождя, выглядит вполне прилично — без рытвин и луж. Я съезжаю на нее с асфальта и вроде все нормально. Однако колеса переднеприводной машины начинают сначала прокручиваться, а потом, автомобиль, немного пойдя юзом, и вовсе остановился. Любые манипуляции с ним вызывали только вращение колес вхолостую. Ни вперед, ни назад. Оказалось, что на дороге был незаметный из кабины слой жидкой глины с полпальца толщиной. Тогда меня вытащил незнакомый автомобилист на УАЗе.
Это довольно частая ситуация на полевых дорогах, особенно промокших после дождя – внешне все выглядит хорошо, но сверху слой жидкой глины. Вообще я обычно учу курсантов не лезть в разные «стрёмные» места. Но понятно, что охотники и рыболовы народ специфический, поэтому они неизбежно туда полезут.
Значит так. Машина увязла. Чаще всего выход из подобных ситуаций находится там же где вход. Это же очевидно – если вы здесь однажды проехали, то велика вероятность, что проедете снова. Поэтому первый совет: если чувствуете, что вот-вот сядете – вперед ехать не нужно, потому что вы не знаете что там впереди. Велика вероятность, что будет только хуже. Поэтому тихонечко, на малом но ровном газу, «выгребайте» по своей же колее, включив заднюю передачу.
Но иногда ехать нужно именно вперед. В этом случае лучше всего, посылать вперед «гонца» — чтобы он прощупывал путь ногами. Принцип здесь очень прост: если человек поскальзывается, то будет скользить и машина, если вязнет, то автомобиль увязнет обязательно.
Если вы сели в жидкой глине на поле, то есть один хороший выход – браслеты потивоскольжения на ведущие колеса. Я очень советую иметь их в багажнике машины, на которой вы ездите на охоту и рыбалку. Тем более что много места они не занимают. Браслеты лучше цепей противоскольжения, хотя в отличие от последних, далеко на них не уедешь, но вылезти из грязи на них проще. Еще один их плюс: если цепи нужно надевать заранее, для преодоления сложного участка, то браслеты надеваются когда уже сел.
Помните, что никакие подкладывания под колеса досок, камней и прочего мусора не помогут, они выскакивают из-под колес с высокой скоростью и могут повредит машину или покалечить окружающих. Копать лопатой под слоем из мокрой глины тоже бесполезно: как только вы добираетесь до твердого основания, оно тут же будет снова заполняться жижей.
Итак: браслеты. Ну а если браслетов нет, то сделать их можно из подручных предметов. Для этого используют тросы, фалы, проволоку, веревки и тому подобные материалы, которые наматываются на ведущие колеса. В конце концов, если больше нет ничего — намотать на колесо можно поясной ремень. В этом случае у нас получаются импровизированные браслеты. А дальше — выезжаем. Для этого нам нужен ровный газ. Перегазовывать и недогазовывать не нужно – сейчас нам нужен, повторюсь – очень ровный газ. С раскачки равномерно, газуя потихонечку, выезжаем. Не допускаем прокрутов колес. Чем больше мы «жужжим» колесами, тем глубже мы закапываемся.
Есть еще один неплохой способ: приспустить шины колес вплоть до давления в одну атмосферу и так же – тихонько, на ровном газу, цепляясь «широкой булкой», покидаем опасное место.

Ситуация вторая. Я ехал по лесной дороге, она становилась все хуже и хуже, в конце-концов стало понятно, что нужно возвращаться. Сначала, с километр ехал задним ходом, потом попытался развернуться и увяз. Под слоем мха-сфагнума оказался рыхлый песок. Надел браслеты на передние колеса, газанул чуть сильнее, чем было нужно и тут же закопался «по самое небалуйся».
Ты сам ответил на этот вопрос – браслеты не панацея. На них хорошо выгребать, если скользок только верхний слой: глина, лед или снег, а под ним есть твердое основание. Если там сыпучий песок, как в карьере, то тут поможет только лопата, трос, трактор или же от трех до пяти крепких мужиков.
Расскажи где еще по осени можно ждать дорожной «засады»?
По свежему снегу – где угодно. Скажем – заехали мы с трассы на стоянку по свежему снежку. Постояли, сделали все что нам нужно и начинаем выезжать… ».
И что?

А то, что я очень советую выезжать по своей же колее. Знаю множество случаев, когда вязли буквально на ровном месте. К примеру, очень частая ситуация выглядит так: съезжаем с трассы по свежему снегу, на скорости. Тормозим и останавливаемся. Соответственно набираем перед ведущей парой колес бурт снега. Снова начинаем движение вперед и вязнем, казалось бы, там, где это совершенно невозможно.
Если говорить о переднеприводном автомобиле, то мы сядем очень надежно, даже если у нас хватит толчковой мощности преодолеть этот бурт передними колесами. Поэтому выезжаем по своей же коле, включив заднюю передачу.

Ну, такие ситуации неприятны, но не критичны – все-таки рядом трасса, под снегом плотный асфальт. Куда опаснее, на мой взгляд, глухие лесные дороги.
Так и есть – особенно дороги с набитой колеёй. Вообще я не представляю, что может заставить водителя на малолитражке свернуть на такую колею, но случается и такое. Самое опасное при движении по колее – сесть на брюхо. Поэтому если колея заполнена водой всегда нужно промерять дно и состояние этого дна. Иногда лужи в колее кажутся неглубокими, мы решительно движемся вперед и тут – бац – автомобиль сидит на брюхе.
В этом случае, очевидно, что браслеты нам будут бесполезны. Нужна будет только лопата. Накладывать в колею подручные материалы, включая землю, камни и куски дерева совершенно бесполезная работа – оно все повылетает из-под колес.

Однако многие пытаются ехать не по самой колее, а сбоку – по верху вдоль колеи. Если не умеючи ехать вдоль колеи, то есть большая вероятность в нее соскользнуть. Причем здесь еще одна очень серьезная засада: при соскальзывании в колею, если человек держит руль закрытым хватом, то он может себе еще и пальцы сломать. Поэтому движение по серьезной колее это приключение на грани фола, которое я не советовала бы водителям без специальных навыков.
Ты упомянула о колее заполненной водой. Еще одно распространенное препятствие – большая лужа. Плыть или не плыть?
Да, это хороший вопрос. Большая лужа или мелкий брод – довольно распространенное препятствие. Сколько угодно у нас в Беларуси таких мест. Итак, перед нами обширная лужа. Заходим в неё (я, надеюсь, у охотников и рыболовов есть с собой нормальные резиновые сапоги?) промеряем сапогами или палкой. Проверяем состояние дна. Если в самом глубоком месте глубина лужи доходит до порогов автомобиля или чуть ниже – осторожно, медленно на ровном газу проезжаем её. Именно – медленно, потому что даже если лужа не глубока, то при быстром движении впереди соберется водяная волна, которая зальет воздухозаборники. А если это случится, то все закончится очень плохо для нашего автомобиля. Погружаться выше порога могут только автомобили, оборудованные шноркелем – выведенным вверх воздухозаборником.
Итак, медленно, на ровной скорости – прямо чтоб нога не дрогнула — аккуратно проезжаем лужу. На автомобилях с АКП включаем пониженную передачу (то есть на D не едем!), на механике включаем первую. Помните, что если мы в луже встанем, то нам может не хватить мощности, для того, чтобы из нее выехать: сопротивление у воды большое, дно скользкое.
Да и еще напомню: если вы едете в места, где присутствует хоть намек на бездорожье, никаких пластиковых рамок, в которых сидят регистрационные номера быть не должно. Посадите номера хотя бы на пластиковые стяжки, а лучше прикрутите их саморезами.
Теперь, ответь, пожалуйста, на вопрос не по теме. Ты, ведь, работаешь инструктором и у курсантов мужского пола? Есть ли причина, при возможности выбора, по которой выбирают инструктора-девушку? Впрочем, что я спрашиваю, мне кажется, ответ очевиден многие наши инструкторы, мягко говоря, далеки от тонкой психологии, а грубо говоря – нередко откровенные хамы.
И это тоже. Вспоминаю девушку, которая однажды попросила меня лично позаниматься с ее мужем, при этом, несмотря на то что большинство инструкторов у нас тогда были мужчины.
Существует очень распространенная ситуация, когда вождению обучает близкий родственник, ну или часто – муж. При этом обучаемые, которых учил собственный муж чаще всего крайне недовольны, почему так происходит?

Если обучает муж, то это никуда не годится! Уметь хорошо водить машину и уметь хорошо учить водить машину это два совершенно разных навыка. Тот кто не умеет учить он просто пытается что-то объяснять по ходу действия, давать команды какие-то, при этом сам того не понимая, всегда запаздывает на несколько секунд. Расскажу почему так происходит. Новичок за рулем реагирует на команду, скажем, переключить передачу совсем иначе чем опытный водитель. Первое: он должен понять сам факт обращенной к нему речи; второе: он должен соотнести услышанную команду с окружением; третье: он должен вспомнить где именно на ручке переключения находится третья передача; четвертое: он должен наконец-то переключиться (возможно со второго или третьего раза). Инструктор, которому не интересны все эти психологические тонкости начинает психовать и повышать, голос и называть курсанта «тормозом». Курсант, соответственно начинает нервничать и делать все ещё хуже. И всё! Вылезай, приехали. То есть, весь процесс от получения команды до её выполнения у опытного водителя занимает доли секунды, у начинающего растягивается на 2-3 секунды. Многие инструкторы просто не понимают: я ж ему, дескать, сказал, чего же он тормозит?
Теперь конкретно о муже и жене: в любых парных отношениях мы пытаемся казаться друг другу лучше, чем мы есть на самом деле. В здоровых семейных отношениях мы привыкли просто закрывать глаза на мелкие недостатки своих супругов во благо общей цели – нормальным, добрым, ровным отношениям. Это совершенно нормальное свойство психики – оправдывать своего партнера и свою родню. Но когда мы сталкиваемся с ситуацией, что наш партнер страшно тормозит (как описано выше), хотя до этого за ним такого не замечалось, мы начинаем понимать, что он не настолько идеален, как вы привыкли думать. Это осознание очень тяжело переносится и может не лучшим образом отразиться на отношениях в семье. Теперь муж знает, что его обожаемая жена – тормоз, а жена уверена, что любимый муж – хамло. Подобная ситуация эдаким лёгким амбре обязательно начинает подгаживать взаимоотношения. Поэтому мужья, я нисколько не сомневаюсь в вашем умении водить, но я сильно сомневаюсь в вашем умении учить. Отправляйте жену к хорошему инструктору.
Спасибо, Маша, было очень интересно. Есть еще очень большая тема, касающаяся автомобиля и охоты. Я имею ввиду животных на дороге.
Это действительно очень большая тема и мы обязательно об этом поговорим, но позже, скажем, зимой.

,