
В первых строках этого текста я хочу предупредить потенциально и перманентно оскорбленных и уязвлённых, что эта статья не является пропагандой национал-социализма, коммунизма и буддизма. Она также не пропагандирует секс, порнографию и, раз уж на то пошло — орфографию.
Все картинки представленные здесь взяты из открытых интернет-источников, список которых прилагается в конце текста.
Мне очень хотелось поднять эту тему накануне 9-го мая, почитаемого праздника победы над нацизмом, но я всерьез поостерегся того, что набежит толпа бесноватых со своими слюнями и проклятиями. Праздник прошел, теперь можно.
Итак, речь сегодня пойдет о солдатах в основном Второй мировой войны, которые сидели в окопах по обе стороны от линии фронта и не только воевали, но и занимались повседневными делами: ели, ходили в туалет, гоняли вшей, сражались с рвущимся сквозь ткань штанов либидо, зубоскалили друг над другом.
Один из постулатов военной педагоги гласит о том, что солдат должен быть чем-то занят.
Когда на одной небольшой площади собирается масса накачанных тестостероном и адреналином мужиков, им просто необходимо найти занятие, иначе они найдут его сами и не факт, что это занятие понравится окружающим.
Вот так, тихой сапой я подкрался к феномену тренч-арта. Это английское, а в среде собирателей диковин и международное название, того, что в русскоязычной области мира называется «окопным творчеством».
То есть, тренч-арт, это процесс изготовления военнослужащими различных вещей из подручных материалов, чаще всего из остатков боеприпасов и повреждённой в бою техники. Тренч-артом в среде коллекционеров называют и сами такие изделия.
Нужно сказать, что окопное творчество не было чем-то запретным и начальством оно поощрялось. Пропагандисты Вермахта (или как там у них назывались идеологи и замполиты?) даже распространяли среди солдат брошюры-пособия по разного рода ремеслам, которыми можно было заниматься в окопах. Вот фото странички одной из таких книжек.

Самые распространенные предметы, которые изготавливались солдатами, это те, что нужны в армейском быту: печи «буржуйки» из стальных бочек, лампы-коптилки из снарядных гильз, ложки, портсигары, кружки, рюмки, спичечницы, холодное оружие, украшения ну и так далее.
А вот этот музейный экспонат показывает, например, процесс изготовления перстенька из латунной пули.

Встречаются весьма изысканные предметы, которые во все времена и во всех армиях изготавливались для подарков начальству и прочим нужным людям. Вот, например, подборка стилизованных сувенирных ножей и других столовых приборов различного назначения, изготовленных немецкими солдатами из орудийных осколков и гильз во время Первой мировой войны.

Но меня по большей части заинтересовал не процесс изготовления сложных сувениров, как правило блестящих, аляповатых и безвкусных. А все больше простые, повседневные штуки, а также надписи и рисунки на них.
Итак, если говорить о темах, которые занимали солдат в окопах, то первая о которой стоит вспомнить, это конечно же патриотка. Была она различных степеней тяжести и разного уровня серьезности. Вон, взгляните на четыре фото под текстом.
Все как сейчас. Для кого-то патриотизм это когда национальный гимн слезу выбивает, для другого это когда на улице чисто, а для третьего – когда наши забивают в чужие ворота. Довольно популярны были религиозные мотивы. Очень часто изготавливались модели военной техники, эта тема была весьма популярна во все времена и во всех армиях, даже СССР в мирное время.




Тренч-либидо
Однако, как никакая другая в солдатской среде была востребована тема секса. Выражалась она по-всякому, начиная от наивных царапок на крышке котелка, до произведений искусства и интересных инженерных решений. От легкой эротики, до откровенной порнухи. Не редки были и исключительно хулиганские надписи и рисунки. Эту замечательную тему, которая почему-то не слишком часто поднимается, начну с известной фотографии из окопов Первой мировой. Как раньше подписывали некоторые фото и рисунки, назовём её «Без слов».

Лично мне именно эти надписи и рисунки очень хорошо помогают увидеть в тех бойцах, за пылью легенд, баек и официальной брехни нормальных ребят. Таких же как сегодняшние: с их дурацкими песнями под гитару, с их анекдотами, глуповатому присказками и, конечно, с их «липким» либидо которое не возможно куда-то «до поры, до времени» припрятать. Какая-то человечность и «настоящность» есть за этими надписями. Эти солдаты перестают быть картонными фигурантами музейной панорамы, где акварельную краску выдают за кровь, а мигающий светодиод — за пламя вырывающееся из ствола пулемета. Губы невольно растягиваются в улыбке, когда достаешь из земли вот такую, например, жетончик:

Почему-то сразу вспоминаешь сегодняшних пацанов, которые зачем-то (я думаю, что из чувства протеста против всего и весёлой дури в голове) вынимают маркер из кармана и пишут ровно то же самое в лифте. Или вы не писали? Впрочем, на сайте «Смолбатл», откуда я стянул эту картинку, поясняют: «Это же инициалы! А вы что подумали?».
А вот еще похожий образчик. Когда с фантазией напряг, а творить хочется прям «как из ружья».

А вот с некоторыми подробностями:

Если судить по находкам поисковиков — тех которые предпочитают поиск «по войне» — солдатская алюминиевая посуда и столовые приборы — это самое подходящее «полотно» для прущей наружу фантазии.
А вот, например, уже не надписи, а рисунки. Одна ложка – находка украинских поисковиков, другая найдена под Смоленском.
Как видите, парни выцарапывали изображение девушек по памяти и многое уже подзабыли.


Ну а вот эта порнушка моя любимая:

Следующий наш экспонат от какого-то нескромного и откровенного бойца. Не понятно – его любят за это или он кого-то любит. В рисунке присутствуют какие –то непонятные символы. Ну а слово «пизда» исключительно для памяти. Или это что-то типа указателя? Если есть ещё варианты — пишите.

А вот эпизод наивного солдатского эротического искусства. Изобразить парню хотелось многое, в том числе и себя, но похоже получились только сиськи – причем, судя по всему, или попросил кого-то нарисовать или срисовывал. Ну а слова, конечно свои! Отличный образец пацанского пафоса! Я так понимаю это две стороны портсигара.

На противоположной стороне линии фронта с этой темой тоже все нормально. От порнографических царапин на крышках котелков и солдатского пафоса до настоящих произведений искусства.
Вот девушка, которая как бы говорит своему солдату «Как же тебя не хватает, Хольт». Только, скорее всего, это сам Хольт и написал.

Вот еще одна фрау с немецких позиций. Прям-таки кустодиевская красавица, вся плавная и в меру дебелая, по крестьянской моде 30-40 гг ХХ века. Только не понятно, что за морщинистый хобот торчит у нее из левого плеча.

Ну а этот жесткач — тоже гансовская зарисовка из жизни на гражданке. Луна, шляпа, романтика. По информации со «Смолтбалта», найдено это произведение в Курляндии. Здесь вы можете видеть, что некая фройляйн удобно облокотилась на какую-то композицию из разряда малых скульптурных форм. Но что у неё на животе в районе пупка? Мой сексуальный опыт, увы, слишком банален, чтобы догадаться.

Вообще солдаты стран «оси» в передаче интимных сцен и порнографических форм были куда технологичнее советских воинов. Вот, например, как вам такое медное литьё из окопов? Если литье, значит это скорее всего сделано, не в единичном экземпляре, ну а какой смысл солдату лить эту хрень в некотором количестве, если не продавать? Если верить художественной и полухудожественой литературе, то в окопах шла бойкая торговля между военнослужащими. Красота, не правда ли? Пособие начинающего гинеколога-теоретика, не иначе.

А вот на портсигаре изображена простая русская баба. Я выше писал про дебелую, забудьте. Во где по-настоящему крепкая женщина. Это та самая, видать, что в горящую избу и коня на скаку. Вон он, конь-то, рядом с ней и стоит.

Взгляните на это произведение эротического искусства! Шикарный сюжет, который тянет на целый рассказ. Значит, дело было так: двое барахтаются в койке и тут неожиданно приходит третья. Жена вернулась из командировки? Тогда почему же она тоже без трусов? Или эти ребята просто решили сообразить на троих? Мужика-то видите? Вон рука его возлежит в районе чресел барышни, а голова на месте чёрной дырки в районе фикуса. А может быть это вовсе не мужик, а третья барышня? Изгиб руки-то, гляньте, какой женственный. Тогда выходит, что это вообще лесбийская сцена! В общем, фиг поймешь с этими эротиками-любителями групповухи. Кстати, эта картиночка, выбитая на крышке алюминиевого портсигар, а найдена на советских позициях, так что зря некоторые про дедов думают, что у них только стахановское движение в голове было, а вместо сердца пламенный мотор

Продолжим о двойных портретах. Вот такие еще есть – эти тоже принадлежали советским воинам.
На одном фото мы видим простой семейный портрет, причем, мне кажется, что лица, выбитые на нем, обладают портретным сходством с лицами реальных – живших тогда людей. На другом – трогательная сценка – молоденькая медсестра склонилась над раненым юным бойцом.
Встречались и совершенно хулиганские надписи, которые вряд ли несли хоть какую-то смысловую нагрузку. Вот классический образец. Кстати, если приглядеться к надписям на крышке этого котелка, то можно рассмотреть, что у него было как минимум двое хозяев, пока она не была окончательно погребена в окопной земле. Это гвардии старшина Архипов родом из Гатчины, который служил в 15-й Отдельной штурмовой роте, а также некто Васильев. Что там ещё написано вы и сами сможете прочитать.

В немецких окопах были весьма популярны механические игрушки на тему эротики и порнографии. Изготовлены они на манер всем известной со школьных уроков труда механической игрушкой вот такого плана:

Чаще всего находят лишь части таких забавок, но встречаются и целые.

Попадаются и откровенно хулиганские произведения, причем можно сказать уверенно, что нанесено это изображение не владельцем алюминиевой ложки, что изображена на следующем рисунке, а каким-то шутником с альтернативным чувством юмора. Здесь мы видим (если кто не понял) гипертрофированное изображение пениса. Как известно, ложка, это именно тот предмет, который обязательно рано или поздно окажется во рту своего хозяина. Ну и вот он — посыл — этому самому хозяину. Я прямо слышу это фельдфебельское ржание где-нибудь у блиндажа, когда бойцы собралась посёрбать из своих котелков то что бог послал и служба тыла достала. Пишут, что ложка эта найдена на советских позициях. А вообще, за такие шутки в армейских коллективах принято бить морду.
Похоже, что росписям по ложкам нужно бы посветить специальное исследование. Вот еще несколько, на этот раз расхожие «пошутилки» и незамысловатая резьба.
Тренч-фуфел
Образцы тренч-арта очень многолики, но как я уже писал, их несложно продать. Например,на интернет-аукционах. Ну, а если есть спрос, то обязательно находятся люди,которые пытаются продать фальшивое изделие, или, если говорит на языке коллекционеров: впарить фуфел лоху.
Когда много лет в теме, и глаз уже набит, то неряшливо изготовленный фуфел довольно легко отличить от изделий, изготовленных до середины 40-х годов прошлого века. Оцениваешь их в комплексе: манеру нанесения изображения, способ и инструмент которым нанесено изображение, манеру, почерк, шрифт, сюжет – все оценивается в комплексе и порой, видишь, что с предметом что-то не то.
Вот, например, портсигар. Якобы изготовленный бойцом коллаборационистского карательного полка «Шелонь». Вещь прямо скажем, не банальная, но она громким криком кричит: «Внимание, я фуфел!». Просто сравните с другими предметами из той же серии. Этот портсигар я обнаружил на одном из аукционов и стоил он хороших денег. Но, как говорится, «это не наверное», но лично мне так кажется.

Послесловие с крепкой задницей
Белорусы могут помнить один их хайпов прошлого или позапрошлого года, который поднялся после публикации вот этого снимка.

Дескать, как можно! Это, ведь монумент воинам-освободителям, а она со своей задницей здесь. Ай-ай-ай, как это неуместно, наказать мерзавку и поставить на вид!
Но, как мы уже с вами знаем, те самые воины-освободители были обычными парнями, которых интересовало все то, что и должно интересовать обычных, здоровых парней. Стало быть крепкая девичья задница в их списках интересов, заняла бы одну из главных позиций. Поэтому на фоне этого обелиска, я считаю, куда более неуместны лоснящиеся рожи чиновников, алюминиевые побрякушки лже-ветеранов, венки из пластмассовых цветов и пионеры с деревянными автоматами. А задницу и её владелицу стоило бы сразу оставить в покое.
Список ресурсов, откуда были взяты фото:
smolbattle.ru
www.belklad.by
reibert.info

Я не думала что найду, спасибо большое!
Я старался )